Последнее время ловлю себя на том, что размышляю о патернах человеческого мышления и культуры как-бы со стороны. Анализировать находясь внутри, всё равно что пилить сук, сидя на нём. Но привычка отчуждать себя от людей даст в результате взаимное отчуждение, так что практикуя подобный анализ, не забывайте о последствиях.
А теперь, предупредив читателя, перейду к сути. В отпуске почитал немножко по-диагонали книжку Деникена "Каменный век был другим". Собственно, ничего нового там не было. Деникен всю жизнь пишет примерно про одно и то же - про палеоконтакт. Я его помню ещё по очень старому фильму "Воспоминания о будущем", который я посмотрел будучи школьником и он тогда произвёл на меня огромное впечатление. Хотя идея палеоконтакта мне всегда казалась недостаточно обоснованной, но то, что "каменный век был другим" я разделяю на все сто.
Один из парадоксов человеческой культуры состоит в том, что живя телом в мире реальном, сознанием своим мы живём в мире антропоцентрических иллюзий. Мы наделяем мир придуманными духами, страхами, целями, человеческим сознанием и смыслом. Мы переносим привычки человеческих отношений на природу. Мы строим отношения с ней, точно так же, как мы строим отношения с другими людьми. Мы ищем зла или добра в отношении природы к себе, мы пытаемся договориться с гипотетическим создателем, попросить милостей и задобрить, пытаемся понять "за что" нам послана беда или радость. За любым явлением природы мы видим лишь проявления других, подобных нам сознаний. Мы считаем мир бесконечным набором зеркал, отражающих наши собственные глупости и привычки. Мы очень эгоцентричны. Любая идея, выводящая нас из центра мира, вызывает оторжение и неприятие. А наука это делает постоянно.
Вот два очередных привычных антропоцентризма, на которых построена современное представление об человеческой истории:
1. Наша цивилизация развивается поступательно, от каменного века к современности. И мы примерно знаем, как это было. См. учебник истории древнего мира для пятого класса.
2. Наш внешний мир стабилен, все беды человечества от него самого. Солнце погаснет через миллиарды лет, но мы к тому времени что-нибудь придумаем.
Можно задать простой вопрос: почему человек, как вид, который существует практически без изменений сотни тысяч лет, только за последние несколько из них мы прогрессировали от каменного топора до iPhone. Что мешало начать на десять тысяч лет раньше? На то, что когда-то всё делается в первый раз, мы спросим: а почему мы думаем, что этот раз - первый? Следов нет, скажут мне.
А какие следы мы ожидаем найти? Действительно, что конкретно? Свалку пластиковых бутылок? Вполне возможно, что пластик и не был придуман. Вполне возможно, что современный человек зашёл дальше предыдущих в создании всякого мусора. Метал заржавеет, стекло разобъётся, останется лишь камень. Чем старее, тем крупнее. С дырками для некаменных элементов. Что, кстати, и имеем. Есть множество очень старых и огромных мегалитов непонятной цели и происхождения, ушедших под воду и землю. С дырками! Неизвестного возраста. Камни очень плохо датируются в интересующем нас диапазоне десятков тысяч лет. Если же мы найдём артефакт, скажем стеклянную бутылку, то не отнесём ли мы её к современной цивилизации?
Чтобы
oни погубили себя глобально, они должны придумать ядерное оружие, скажут мне. Это работают страхи двадцатого века. В предыдущие века боялись природных катаклизмов, ждали конца света, второго пришествия, молились о спасении. На нас давно кометы не падали и супервулканы не извергались. Достаточно одного крупного кометного ядра в атлантику, чтобы смыло полмира, после чего цивилизация вполне может откатится на тысячелетие назад в своей культуре. Потом человечество будет охотится за артефактами, делать из остатков качественой стали оружие, жечь еретические книги и подозрительные предметы, растаскивать камни на постройки, и в конце концов, в реальность "потопа" никто уже не поверит. Останется лишь словосочетание "допотопный", т.е. очень старый и забытый.
Следов нет потому, что, во первых, мы их не воспринимаем их как следы. А во вторых, человек - наиболее разрушительный фактор в уничтожении таких следов. Если мы подумаем, что может остаться из того, что человек не смог уничтожить, то это будут явно обработанные каменные блоки, достаточно большие, чтобы их было нельзя унести; постройки в труднодоступных областях, где давно никто не живёт; основания поздних строений, сильно отличающиеся от них по технологии; строения на дне моря, опустившиеся довольно давно; и т.п. Что, в принципе, мы и имеем.
Деникен говорит о десятке тысяч лет. Я бы предположил на порядок больший период: десятки и, возможно, сотни тысяч лет. Кроме того, могут существовать остатки нескольких циклов, но наиболее вероятно найти один предыдущий, развившийся до глобальной стадии. Похоже, что мегалиты им и являются.