2007-11-14

Шок капитализма

Недавно, а именно в 90-летие ВОСР, ехал я по ночному хайвею и от скуки перебирал fm-каналы. Везде был какой-то тоскливый музон, то стенож, то пилёж, и вдруг я услышал некий осмысленный текст, не рекламый, типа "just ninety-nine ninety-nine" и не "support comes from you and blah-blah-blah foundation...", а содержательный, с ощущением интеллекта, что само по себе сразу навеяло на мысль о некоторой оппозиционности и альтернативности. Оказалось Alternative Radio (см. одноименный .org). И хотя финансирование у него всё равно "comes from you", но в тот вечер журналистка Naomi Klein с презентацией своей книги "The Shock Doctrine" приятно меня поразила. Я не ожидал этого здесь: оказывается есть люди, способные подвергнуть критике процесс Всемирной Либерально-Демократической Революции. Вообще-то журналистка не здесь, а в Канаде (а не поехать ли мне в Канаду?). Услышанный текст я пересказывать не буду. Но мне очень понравилось. Всё очень убедительно ещё и потому, что я своими глазами видел многое из описанного в процессе развала СССР. Только один пример. Window of opportunity. Недавнее цунами в Азии прошлось по мелким прибрежным рыбацким поселениям лишив их не только близких, но и средств промысла. Недавно избранное правительство позаботилось о них, поселив в лагеря для пострадавших, подальше от берега. И даже поставило вооружённую охрану, не подпуская к побережью. А затем быстро провело приватизацию побережья. Те, кто мог бы предъявить свои права сидели взаперти, оплакивая родных, а крупные туристические фирмы быстро всё поделили. И вот я о чём подумал. Нам часто говорят о преимуществах либеральной экономики. Но гипотеза либерализма не доказана. Совершенно не очевидно, что население выиграет, если освободить экономику и дать ей развиваться независимо и бесконтрольно. Мой опыт говорит, что скорее наоборот, поскольку цели населения и цели экономики не совпадают. И уж совершенно не понятно, как либеральная экономика связана с "демократией". Развитые демократии обычно формируются в результате долгой борьбы различных групп за свои права, формируя некий консенсус в противоречивых интересах сторон. Возникают всякие механизмы защиты бизнесов, потребителей, культуры, населения, и пр. Эти механизмы явно противоречат "свободной экономике" в её радикальном понимании, и они сидят как ком в горле у монополий, которым бы хотелось их отменить, но они не могут, ибо общественное мнение будет против. Чтобы отменить, нужны обстоятельства чрезвычайные, и если они произойдут вдруг (или будут организованы), это window of opportunity можно использовать, чтобы быстро перетянуть одеяло на свою сторону, пока все заняты внезапно нахлынувшей проблемой. Вот читал я программу наших "правых". Чем они правые? Проголосовал бы не будь они "правые". Нет, не верю я в либерализм. Это такой очередной традиционный развод лохов. Учёное слово, за которым скрывается экономический беспредел и деньги как высшая ценность. А вот что я не понял, это связан ли факт передачи с 90-летием ВОСР. Совпадение или нет? Update: совпадение. Вчера вечером они опять вещали. 94.9 fm, после восьми.

No comments: