2011-12-23

Атомы информационного пространства культуры.

Заранее извиняюсь, но это будет еще один сжатый тезисный текст, в котором я частично пытаюсь объяснить подход, примененный в посте про этику. Я использую термин "патерн" для того, что традиционно называется "мем" (см. "меметика"), намекая тем самым на его компьютерную аналогию.

Культура есть набор патернов. Это так же просто, как то, что вещество состоит из атомов. Каждый патерн содержит некую комбинацию условий, определяющую ситуацию, в которой он активируется и некоторое действие, которое совершается в результате. Культура же в целом содержит большое количество таких патернов, согласованных между собой, которое покрывает практически все стороны жизни.

Не случайно язык имеет очень похожую структуру. Человек впитывает культурные патерны с молоком матери в то же время, в которое впитывает и язык. Они определяют все. Как посмотреть, когда улыбнуться, когда пожать руку, а когда пожать плечами, о чем подумать, чего желать, к чему стремиться, как держать нож и молоток, и что писать в блоге.

Патерны нужны для того, чтобы не размышлять ежеминутно по поводу каждой ерунды. И для того, чтобы вести себя предсказуемо для других. На них же построено распознавание "свой - чужой" во всех социальных группах. Почти всю жизнь можно прожить на таких патернах, размышляя лишь в сложной неоднозначной ситуации конфликта паттернов и называя размышлением поиск такого патерна, который разрешит неоднозначность.

Традиционно патерны создавались эволюционно, случайно, как анекдоты, придуманные кем-то однажды и передаваясь, совершенствуясь, занимая свое место в информационном пространстве культуры. Точно так же происходит развитие языка и эволюция живого. Но каждый патерн имеет свою причину и логику, иногда очевидную, иногда - не очень. Поиск такой логики есть вмешательство научного метода анализа, который является некоторой противоположностью случайному эволюционному синтезу.

Поскольку здесь происходит эволюция, мы можем ожидать, что кроме патернов полезных могут существовать и паразитические само-воспроизводящиеся патерны, и возможна конкуренция патерновых систем. Вообще эволюционные системы можно анализировать, рассматривая человечество как среду, где живут патерны. Я уже писал об этом.

Кстати, полезность или вредность действий невозможно определить эмпирически, если последствия отделены достаточно большим промежутком времени или случайно редки (привет вам от народной медицины). Только анализ с пониманием логики работы может дать правильный ответ.

Патерны различных культур, сталкиваясь в одной голове, порождают конфликтные рекомендации, что порождает сомнение и попытки анализа. Поэтому я считаю столкновение культур положительным фактором, вычищающим местные ситуационные наслоения из культурных патернов и выделяющим главное, общечеловеческое. Полезно ездить по миру и смотреть как живут другие народы, чтобы не считать свои заморочки абсолютной универсальной истиной. Кстати, интернет сейчас является мощным перемешивающим фактором и потому стимулятором движения культуры.

Что же такое личность? Это тоже маленькая культура. Мгновенный снимок личности покажет вам культуру с тщательно отфильтрованным набором патернов, заимствованных из родственных личности культур. От мамы, от папы, от телевизионного персонажа, от героев книг и анекдотов, от друзей и соседей. С миру по нитке - индивидуму личность.

Что же такое культура? Та сумма патернов, которые активно заимствуются индивидумами в данное время. Не то же самое, что сумма используемых ими же, хотя похоже. Различия между этими двумя определениями задают культурную динамику. Кстати, это работает с любыми взаимодействующими группами, не только нациями, но и субкультурами, например. Кстати динамику одной личности тоже можно рассмотреть аналогично.

Я не думаю, что люди смогут разложить культуру на атомы и построить карту патернов, хотя человеский мозг делает это постоянно. Но чтобы построить искусственный интеллект, это придется как-то делать. Это необходимо, чтобы он нас понимал, чтобы он был полезен. Для этого его придется растить в нашей информационой культурной среде.

Практическое понимание хотя бы небольшой окрестности этого информационного пространства необходимо для того, чтобы активно внедрить новый патерн. Если вы хотите внедрить что-то в человеческую культуру, стиль, слово, мысль или рекламный слоган, вы столкнетесь с тем, что в вашей нише уже обитают какие-то патерны и их надо или подвинуть, или вытеснить, если, конечно, не удается просто заглушить их превосходящей на порядок эмоциональной силой вашего искусства. Некоторые умеют делать это интуитивно.

Мне нравится анализировать патерны. Часто видна их логика, иногда искуственность. Я делаю это с точки зрения искусственного интеллекта,"взгляд извне", прием анализа, который я придумал для себя еще в школе и который считаю чрезвычайно полезным. Хотя если его практиковать постоянно, становишься немного не-человеком, поскольку теряешь эмоциональную близость. Помните, у Чехова, "Выдавливать из себя раба" - это то же самое. Это ежедневно, патерн за патерном, выдавливать из себя чужую культуру, строя свою новую. 

1 comment:

SKuznetsov said...

Редок у разумных дар
Фильтровать чужой базар -
Отмахнёмся матерно
От чужого паттерна,
Ибо фраза матом
Есть культурный атом!