2008-08-02

Корпоративные игры.

Этот текст является комментарием к тексту Эльдара про фермеров и рабочих в программировании.

Фабрики производят массовый товар, выполняя функцию клонирования. Программисты должны, в принципе, писать уникальный код, ибо стоимость прямого клонирования нулевая. Но модель продажи построена на старых традициях материального производства, поэтому нулевая по себестоимости функция клонирования оплачивается реальными деньгами, и эта особенность приводит к тому, что компания однажды завоевавшая рынок, может больше вообще ничего не производить, продавая копии уже сделанного. Рынок информационного продукта в силу ряда причин любит сиквелы и версии того же самого, что работает на ту же тенденцию. Обычно мелкие изменения и исправления багов достаточны для продолжения продаж. Покупатели не требуют прорыва и изменений. "Мы только-только разобрались в предыдущей версии, не надо нам нового API, сделайте просто чтобы старый работал, и всё."

А люди сидят, им надо расти, делать карьеру. Чем же они заняты? Корпоративными играми. Они играют в производство, в карьеру, в перспективные исследования и разработки, в новые методы производства и системы управления персоналом. Сотрудники делают супер-пупер продукт следующего тысячелетия, проводя бессонные ночи над переписыванием всего кода на новый язык или новую платформу, и ничего при этом не выпуская. А когда кто-то вдруг потребует выпустить что-нибудь, чтобы оправдать расходы, можно быстро повырезать весь новый сомнительный креатив и выпустить почти то же самое, что было, слегка перекрасив. Начальник сделает умное лицо и скажет, что мы потратили миллиарды на разработки и исследования и выпустили продукт много лучше, чем все остальные наши продукты. Блогеры и журналисты скажут WOW! Хакеры расскажут о способе вернуть старую раскраску и привычные функции. Все будут довольны.

Но только до тех пор, пока неумолимое движение прогресса не сделает этот супер-успешный продукт никому не нужным или выскочка-конкурент не напишут вдруг что-нибудь на порядок лучше и удобнее. Но даже и тогда, агония будет долгой, движение прогресса неспешно, инерция потребителей велика, супер доход от копирования позволит уничтожить конкурента или, в конце концов, попытаться завоевать новый рынок.

И тут-то и будет поджидать засада. Забыли! Разучились! Забыли как выпускать. Разучились писать исходя из здравого смысла, из проблем потребителя, быстро и эффективно. Начальство продолжает играть в игры, в карьеры, строить супер-пупер стратегии. Внедрять технологии и бизнес-процессы. Управлять персоналом. И потому не получается захватить новый рынок. Остаётся подождать, пока конкурент тоже начнёт деградировать от своих внутренних игр. И там, в будущем, мы ещё посмотрим, кто победит в финальной схватке гигантов. Если сумеем вспомнить их имена.

2 comments:

Eldar said...

Копия моего комментария к этому комментарию на моем основном блоге (http://blogs.technet.com/eldar/archive/2008/08/01/3092729.aspx):

Валера: ты как-то очень скромно просто дал ссылку на свой блог. Позволь ее повторить: http://vtolkov.blogspot.com/2008/08/blog-post.html Поскольку это - великолепно. Спасибо! Получил огромное удовольствие. Пиши еще!

Anonymous said...

Достал меня этот "сомнительный креатив": PR-ея - проф.болезнь PR-астов. Проблема, в частности, в том, что нынче фермеры вынуждены выращивать маркетологические джунгли круглый год, поскольку маркетологи брызжут семенем непрерывно. А сложность задачи - какую потянешь. Вот и решай - фермер ты или рабочий.