2007-02-21

Так говорил Лем

Купил книжку с одноименным названием (изд "Хранитель", Москва, 2006, серия "Phylosophy"). Занятное чтение. Особенно понравилась первая часть, где описывается жизнь писателя в городе Львове, который захватывался большевиками, потом фашистами, освобождался красной армией. Явно видны попытки польского интервьюера получить более антисоветский (и/или антирусский) ответ, и аккуратные ответы писателя, что, нет, сам такого не наблюдал. Но при этом очень видна тщательная подготовка интервьюера, хорошее знакомство со всем доступным материалом, и при этом никакой отсебятины, как бы ни хотелось. Очень качественная работа. Лем - очень уважаемый мною писатель. И как почти любой нетривиальный человек, со своими заскоками и закидонами, которые, тем не менее, вполне милые и простительные, в отличие от некоторых других знаменитостей (даже большей их части). Дальше в книге речь идет о истории разных произведений писателя, и это интересно тем, кто хорошо знает почти все книги. Я у Лема читал почти всё, что у нас переводилось, многое по нескольку раз, даже в разных переводах. Правда, не читал английские переводы из за недостаточного знания языка, и совсем не читал оригиналы из за полного незнания польского. Переводы Лема сложны из за постоянной игры слов, иногда даже излишней или занудной, но, чувствуется, что писателя это очень возбуждало. Знавал я одного друга, который стал учить польский, чтобы почитать Лема в оригинале. Я его понимаю, но на этот подвиг совершенно неспособен. В результате мне даже захотелось перечитать кое-что. Перечитал "Эдем". Довольно жизненно, как ни странно. Подумал, что идея тайной власти, которая есть, но считается, что нет, вполне реализовалась. Так оно и есть сейчас, IMHO. Но во времена, когда всё писалось, мне кажется, этого ещё не было так явно. Или было? Я думаю, что это вполне тянет на предвидение, т.е. предсказание, основанное на логике. Хотя, конечно, Лем знал и понимал больше, чем я. Возможно всё уже было давно, возможно даже очень давно, возможно даже, что ещё до того, как демократия была придумана, и тогда история цивилизации совсем другая. Хотя я сам не очень доверяю дешевым Conspiracy, за исключением случаев, когда Conspiracy есть наиболее логичное состояние по естественным причинам, и власть - это как раз такой случай.

No comments: