2014-04-21

Разбирая гараж

Удивительно, как человек забивает свои мозги всякой ерундой. Такое ощущение, что чем умнее он, чем лучше у него память, тем больше у него сенсорный голод, тем интенсивнее он наполняет себя всякой случайной информацией, ложными фактами, интернет-мемами и мемо-вирусами, не задумываясь о информационной гигиене. Примерно как забиваются шкафы и клозеты всякими полезными мелочами, которые были когда-то куплены, и могут пригодится, поэтому выкинуть их жалко, но и не пригодились они ни разу.

И ладно бы они лишь занимали место в шкафу, но в головах они становятся частью системы, частью мировоззрения, влияют на принятие решений. И получается, что решения принимаются исходя из круглости чисел, перебежавшей дорогу черной кошки, расположения планет, некоего иносказательного текста двухтысячелетней давности который уже давно понимают не так, как замышлял автор.

И ладно бы человек страдал сам, но и убивать и умирать можно пойти за какую-нибудь занафталиненную штуку из этого гаража.

И хочется наряду с мойкой рук и чисткой зубов передать детям часть той ментальной гигиены, к которой ошибками пришел сам, но натыкаешься на явный инстинктивный запрет. Совершенно явно есть инстинкт, запрещающий перенимать вербализуемые ментальные приемы от родителей, хотя невербализуемые перенимаются легко. Почему есть такой инстинкт? Наверное, для защиты от мемовирусов, как часть иммунитета. Ну и что делать? Полагаю, надо действовать невербально, демонстрируя своим примером или ненавязчиво рассказывать позитивные примеры ассоциируя их с хорошим эмоциональным фоном. Так действует художественная литература.

Есть другой способ, которым действует пропаганда. Это дать информацию с таким сильным эмоциональным зарядом, обычно ненависти, который прошибает любую защиту. Но этот способ очевидно не подходит для внутрисемейного использования. Жить с этим нельзя. Его применяют только чтобы мобилизовать население на войну. Снимается это только шоком. Победа или поражение в войне и является таким шоком.

4 comments:

Eldar said...

Детское отторжение - это открытие возможности апгрейда софта. Мы эволюционировали в постоянно меняющихся условиях очередного ледникового периода (наши проблемы с диабетом тоже оттуда растут, кстати), и в них мозги с "софтом" позволяли меняться значительно быстрее, чем гены, что оказалось критическим. Подростковый бунт - это проба новых границ, попытка изменения софта в головах, чтобы получить больше свободы и ресурсов. В каком-то смысле, да, попытка избавиться от "мусора в гараже" - великолепное сравнение. Эволюционно, небольшая часть нового поколения гибнет, зато все остальные получают новые возможности. Для эволюции риск индивидуального организма оказывается менее значимым чем выгода для группы. Увы, это не является утешением, когда происходит на уровне семьи и своих собственных детей.

Valery Tolkov said...

Не хотелось бы, чтобы читатель подумал, что я жалуюсь на детей, они пока молодцы. Я просто заметил очередной инстинкт.

SKuznetsov said...

Мысль изречённая есть ложь. Чем больше разница в квалификации учителя и ученика, тем сложнее учителю "перевести" свою терминологию в понятное ученику. Этот же эффект при передаче общих знаний усугубляется тем, что он скрыт. Терминология общая, а понимание терминов и контекст отличаются. К тому же восприятие зависит как от текущего состояния и направленности мыслей реципиента, так и от его оценки авторитетности учителя в данном направлении. Если предсказания учителя в интересующей ученика области регулярно подтверждаются, авторитет учителя повышается и восприимчивость ученика возрастает. С другой стороны, ученик факел, а не сосуд, и желает разбираться самостоятельно, т.е. освоить сам процесс, а не получать готовые ответы. И ввиду разницы квалификации, эти готовые ответы возможно, диковато и неприятно звучат.

SKuznetsov said...

"Педагогика - наука о воспитании чужих детей"