2015-04-20

HPMOR

Читаю HPMOR, про которую впервые узнал у Avva. Читаю неспешно, еще не дочитал до конца. Мне очень нравится.

Я не знаю, как у Eliezer Yudkowsky с литературным стилем, хорошо ли проработаны характеры и кто за кого выйдет замуж. Привычно игнорирую стиль и сюжет. Мне нравится содержательная сторона. HP часть в этой HPMOR нужна автору, чтобы рассказать об MOR и, в принципе, могла бы быть заменена на любую другую сюжетную линию. Толкиниана бы подошла не хуже. А может и хуже, автору лучше знать. С содержательной стороны, хорошо, как школьная элементарщина разжевано то, к чему так долго и тяжело, выкорчевывая магло-советский сорняк, приходил сам. Я как-то уже привык к мысли, что люди вокруг не думают о таких вещах, как собственное мышление, я даже не знал, что рациональность - научное направление. Хотя мог бы догадаться. О физике и математике люди обычно тоже не думают. Короче, на земле, оказывается, есть разумная жизнь, что не передать, как приятно.

Еще мне нравится язык с множеством незнакомых мне слов (я читаю книгу по-английски). Язык несложный, но очевидно университетский. Это так ностальгически приятно! А встроенный в iOS словарь очень помогает.

Но, вообще, я жутко скучаю по интеллектуальному общению, по содержательной дискуссии, и эта книжка работает как некий суррогат такого общения. Читая ее представляешь себе университет, студентов, читальный зал, высокий потолок, уходящие вверх книжные полки темного дерева, умные профессора в мантиях, борьба идей, споры за чашкой кофе. Не советский радиофак, в котором никакого MOR не могло быть по определению, вместо него была история КПСС и военная кафедра, а какой-то нормальный, европейский или американский, в котором, увы, не судьба была поучиться.

Это совершенно не альтернативное продолжение роулинговского ГП. Это даже не совсем художественная книга, это научно-популярная фентези с элементами пародии. И холодновато, многим может не понравится. Не так пробирающе, как про Эндера, и не так странно этически неровно как в Астровитянке, но все же. Рациональность vs эммоциональность. У Роулинг отношения героев значительно, существенно, теплее. Но я еще не дочитал до конца, так что все может поменяться и у холодности будет свое объяснение, на которое автор намекает с первой главы, хотя если и нет, то достаточно самой рациональности, она такая.

Да, если вдруг вздумаете читать, текст предполагает, что вы читали книги Роулинг. С нее советую и начать.

6 comments:

SKuznetsov said...

"...под рациональным мышлением в первую очередь автор подразумевает игру, социальную Игру. Кому и что сказать. Как делать Ходы. Как добиться от других, чтобы они делали ходы, нужные тебе." http://habrahabr.ru/post/247363/

Valeri Tolkov said...

Это все литературные фантазии хабрахабровского автора. Как про HPMOR, так и про американских программистов.
Программисты все разные, я не вижу большой разницы с русскими. В россии тоже полно было карьеристов, кто предпочитал заниматься политикой, а не кодом, и в америке их тоже хватает. И, наоборот, есть люди, кто не хочет заниматься карьерой и политикой, они и не занимаются.
Другое дело, что иммигрантам деваться некуда, вот они и работают программистами в ожидании более постоянного статуса, а у местных давно был выбор, работать ли в Office Space или заняться чем-то более увлекательным, стартап замутить какой-нибудь или еще что. Программистов, например, в штатах нанимают все, а аспирантов и PhD девать некуда, там много человек на одно место.

Valeri Tolkov said...

И про HPMOR - теория игр, действительно, одна из интересных тем, но только одна из.

SKuznetsov said...

Читаю HPMOR на русском. Мне сначала понравилось весьма, особенно наличие ссылок на авторов и их работы. Но интерес стал пропадать где-то после второй битвы Армии Хаоса. Я заметил, что стал автоматически пропускать "ненужные" куски текста. И чем дальше, тем больше. Затем переключился на другие книги. При возврате к HPMOR пришлось откатываться на несколько глав назад для повторного прочтения. И так раза три. В настоящий момент на главе 87. Нужно отметить, что самого HP я бросил читать где-то чуть дальше середины серии.

Valeri Tolkov said...

А какие другие книги?

SKuznetsov said...

В данном контексте "другие книги" это худ.лит., который с литературой на профессиональные темы за моё время не конкурирует (как и HPMOR). Почти ежедневно мониторю flibusta.net/new на предмет всякого фант-фуфла. Галопом читаю, что читается из того, что попадается. Почти всегда исключается чернуха (сталкеры, постапокалипсис и т.п.) и подавляющий процент "любовных" фикций. Жанры остатка разные. Что-то отбрасывается по авторам (в том числе широко известным). С ужасной неграмотностью многих самопальных авторов смирился - ржу над глюками типа "святой простаты" или "супа с куриными потрашками". Иногда неизвестные мне хохмочки попадаются, например: "Я слежу за своей фигурой. Но когда я отвлекаюсь, она начинает жрать!".