2014-03-13

Свихнувшееся время

Немножко про 2x2.

Есть такая повесть у Филипа Дика "Свихнувшееся время" (Time Out of Joint). Это SciFi. Занятная повесть, с парой занятных идей. Описан провинциальный такой американский городок. Меня в свое время (читал подростком) удивил конец повести, когда главный герой "вспомнил все" (нет, это другой его рассказ), и оказалось, что на самом деле идет война и его место на стороне не землян, а марсиан. Потому что "они правы, а вы нет". Это был в те времена для меня разрыв шаблона. Воевать не за наших, а за тех, кто прав? Это же предательство, нет?

Из современного - в фильме "Аватар" похожая идея.

Предательство - одно из самых страшных оскорблений в России. Предать своих, предать Родину - что может быть хуже? В слове "предательство" сознательно опущен момент относительности. Оно выглядит, как некий абсолют. Предательство! Кого и что? Всех и вся!

А ведь действительно! Нашесть - это родоплеменное, где родился, там и сгодился. Быть за "наших" - просто, не надо думать, кто прав, кто нет. Наши - правы, не наши - не правы. Простая мораль, хорошо вознаграждается, по месту жительства. Не могут же все вокруг быть неправы?

Могут, конечно. История показывает, что очень даже типично. То одна страна сделает что-то жуткое, то другая, при полной всенародной поддержке. Поскольку думать сложно и наши правы.

А я вот тогда читал Филипа и думал: кто для меня "наши"? Город, республика, нация, советский народ или весь мир? В союзе нас учили "пролетарскому интернационализму". В до- и пост-союзном пространстве были "братья славяне". Но, с другой стороны, эти вот деды армейские, славяне и пролетарии - они мне "наши"? Эти гопники из подъезда, которые "купи кирпич", наши? Эти карьеристы из бывшего райкома и сегодняшние жулики - наши? А кто мне был поляк Станислав Лем, которым я зачитывался, кто мне интересные американские фантасты и улыбчивые черные музыканты со своей ненавязчивой музыкой? Враги? Кто мне Марина Дяченко со своими пронзительными рассказами, неужели тоже враг?

Наши для меня - те, кто думает как я, чувствует как я. И нас много, везде, на всей земле. Люди внутри нации и культуры различаются сильнее, чем сами нации и культуры. Потому и врагов тоже много везде, внутри всех культур. И предательство, это всегда предательство себя, того, во что сам веришь и что любишь.

No comments: